Начиная с 2016 года, периодически появляется информация о том, что выпуск Tesla car в Украине рассматривает возможность размещения производственного цикла (как вариант – внедрение отдельных экотехнологий) по выпуску электромобилей в Украине. Ход событий развивался примерно так.

Первое посещение Маском Украины

Апрель 2016 год – презентация Илоном Маском суперкара Model 3 в Закарпатье. Глава экокомпании заявил, что в 2017 году здесь начнется строительство нового завода, на котором планируется освоить выпуск Teesla car в Украине. Также он пообещал сделать из Закарпатья вторую Силиконовую Долину. Несмотря на то, что некоторые приняли его слова за первоапрельскую шутку (пресс-конференция как раз пришлась на 1 апреля 16-го года), и, как известно, реального плана по размещению производственных мощностей в Украине у Tesla Inc. пока нет, диалог с инженером-миллиардером в дальнейшем получил весьма оживленное продолжение.

Прошлогодние переговоры с Tesla Inc.

В марте прошлого года с Маском обсуждалась возможность открытия завода по производству электрокаров в Украине. У нас стороной переговоров выступало Министерство Инфраструктуры. Его шеф В. Омелян активно продвигает идею массового пересаживания на электромобили украинских автолюбителей. По его словам: «Сейчас Украина может предложить Tesla Inc. разместить на своей территории отдельные звенья производственного цикла. То есть речь не идет о создании аналога Гигафабрики1. Насколько этот проект жизнеспособен, покажет время». Параллельно с этим, он назвал переговорный процесс успешным на начальном этапе, -  «если удастся разместить  производство и наладить выпуск Tesla car или связанные экологические технологии, это означает попадание в топ-список государств, развивающих альтернативную энергетику».

К дискуссии подключился и В. Гройсман, предложивший Тесле превратить нашу страну в «полигон инноваций». Маск ответил лаконично и позитивно: «Благодарю, идея интересная», - и добавил, - «если Украина хочет стать центром технологий будущего, мы только поприветствуем такое решение».

Украина и SpaceX

Украина заинтересована не только направлением производства экологически чистых автомобилей. Другой амбициозный проект Маска – SpaceX также близок нашей стране. Наша аэрокосмическая отрасль на базе АО «Южмаш», КБ «Прогрес» (Днепр – Запорожье), КБ «Антонова» (Киев) может очень многое сделать в партнерстве со SpaceX.

Маск рассматривает варианты организации площадок для испытания космических аппаратов, рассчитанных для полетов на  Марс в 2019 году. Один участок в 7,3 га SpaceX сейчас арендуетв порту Лос-Анджелеса. Рядом с ним на площади 1,9 га разместилось и основное производство крупногабаритных коммерческих космических кораблей. На правах анонимности источник издания  Ars Technica в SpaceX рассказал, что производственные мощности предназначены для выпуска Big Falcon Rocket (BFR).

В дальнейшем компания Маска планирует приобрести или арендовать дополнительные площади такого же типа. Индустриальные регионы нашей страны в Днепропетровской, Запорожской, Одесской и Сумской областях идеально подходят для реализации проектов по колонизации Марса. Так как ракетоносители BFR будут высотой около 106 м, то для доставки космического аппарата к месту запуска понадобится корабль достаточного водоизмещения, и водные артерии с соответствующим фарватером. Здесь также все складывается наилучшим образом для Украины, которая может использовать судоходство по Днепру с выходом к морю.

Законодательная база – что сделано и что планируется

Любой макроэкономический бизнес-проект требует соответствующего законодательного базиса. До сих пор у нас в стране отсутствуют четкие правила работы на рынке альтернативной энергетики. Лишь недавно стали предприниматься первые конкретные шаги, направленные на повышение интереса со стороны украинских потребителей к зеленым технологиям. Речь идет о двух принятых законодательных инициативах: 

Однако в целом законодательная база в сфере эффективного внедрения зеленых технологий у нас крайне слабая. К слову, здесь можно смело брать пример с Норвегии, где государство масштабно реализовывает программу перехода на экологические стандарты в разных сферах жизни. В частности, норвежцев стимулируют приобретать электромобили, и отказываться от транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания.

И вот, буквально 4 дня назад В. Омелян на брифинге сделал заявление, что Мининфраструктуры передало на утверждение в Верховную Раду 15-летнюю стратегию развития рынка электромобилей, которая позволит построить и запустить завод Тесла в Украине.

Главной целью проекта Омелян назвал размещение производственных мощностей Tesla Inc. по выпуску электрокаров не только для  украинского сегмента, а и для общеевропейского авторынка. Он отметил, что «мы сможем начать полноценные переговоры с Илоном Маском только после принятия парламентом, разработанного и внесенного министерством Инфраструктуры  законопроекта, стимулирующего 15-летнюю стратегию развития рынка электрокаров в Украине». Проект закона включает не только выпуск каров, а и производство литий-ионных батарей, добычу лития, строительство завода электромобилей.

Таким образом, это комплексный документ, очерчивающий правила ведения бизнес-деятельности в этой отрасли, гарантии государства и ее участие. После его утверждения Верховной Радой можно будет предметно разговаривать о крупных прямых инвестициях. Также отметим, что мировые экокомпании сегодня заинтересованы в сотрудничестве с Украиной, но все они ожидают его юридическое обоснование, закрепленное в законодательстве страны.

Чем выпуск Tesla car в Украине интересен нашим инвесторам?

Важна ли государственная инициатива для обычных автомобилистов и потенциальных частных инвесторов? Безусловно, да по ряду причин.

Первое – надежность корпорации Tesla Inc. не вызывает сомнений у топ-менеджмента Украины. Очевидно, что риски кооперации с компанией Маска оценивались со всей серьезностью, и вывод очевиден – партнерство с ней перспективное. Выпуск Tesla car в Украине может стать хорошим источником притока капитала.

Второе – государство реально заинтересовано во внедрении зеленых технологий, а это означает, что новых владельцев любых продуктов Тесла (будь-то суперкары или солнечные панели Solar Roof) будут всячески стимулировать.

Третье – владение ценными бумагами Tesla Inc. сейчас, с большой долей вероятности позволит получить хорошую прибыль  в среднесрочном периоде именно в Украине.

Отслеживание изменений в законодательном поле позволяет каждому из нас оценить, в каких масштабах и как быстро альтернативная энергия займет место в повседневной жизни. Сейчас ситуация очень схожа с появлением первых мобильных телефонов в середине 90-х годов. Всего два-три года понадобилось операторам сотовой связи, чтобы завладеть рынком Украины повсеместно. Первые заработали на новшестве свои состояния. Этот же успех ждет тех, кто сейчас поверит в экологические технологии.

Быстрые ссылки

Регистрация

Предзаказ Tesla Model 3

Предзаказ Tesla Model S

Предзаказ Tesla Model X

Предзаказ Tesla Roadster V2

Поделится:
2017-08-28 17:31:00
Tesla Model S 100D по сверхкилометражу, максимально возможному расстоянию, которое можно проехать на одном заряде, смогла пройти почти 1800 км. Рекорд от итальянских тиффози
2017-08-28 17:50:00
Мнение экспертов издания The Economist - в ближайшем будущем автомобили с ДВС уступят место электрокарам. Простое исследование средств передвижения с 19 века до нашего времени легко доказывает этот факт
2017-08-28 09:57:00
Tesla Inc. рекордными темпами наращивает производственные мощности. Выручка от продаж серийного производства возросла вдвое. Однако компания пока показывает убыток из-за запуска в производство Model 3. По прогнозам, эти затраты начнут окупаться через год.
2017-08-28 13:12:00
Предпосылки, почему сегодня выгодно инвестировать капитал в ценные бумаги Tesla Inc., очевидны - это перспективность инновационных технологий в автомобилестроении, что подтверждается ажиотажным спросом